"Наставление богатым", из Изборника 1076 года
Сколь великим наделен ты от Бога богатством, столь много и даже больше того должен ты отдать.
Обрати слух свой к страдающим в нищете, тогда и тебя Господь услышит. Как у нас есть подвластные нам люди, так и над нами есть небесный Владыка.
Уклоняйся, как от воронов, от вкрадчивых слов льстецов, выклюют глаза те умники.
Если хочешь от всех почет иметь, будь сам для всех благодетелем.
Если хочешь всех тех, кто ниже тебя, исправить, творящим добро воздавай почет, творящим зло наказывай.
Таких имей друзей и советников, которые не все сказанное тобой восхваляют, но стремятся отвечать по суду праведному.
Внимательно выслушивать подобает судебную тяжбу, невозможно ведь открыть правду на ходу – отбегая или отгоняя от себя.
Вдумывайся в суть спора неторопливо, выноси приговор без поспешности.
Твердо знай, в чем спасение твоей души, – в том, чтобы никого из людей не обидеть.
Будь грозен для подчиненных саном своим, но любезен милосердием своим.
Насколько могуществом превыше ты всех, настолько и делами добрыми больше всех сиять и утруждаться ради них должен.
Требуя прощения грехов, прощай и сам согрешающих перед тобой, ибо кто рабов наших прощает, не навлечет на себя Божьего гнева.
Только тогда наречется кто-либо истинным властелином, когда сам собою научится владеть и не будет слугой страстей непристойных.
Пусть смерть и гонения, и напасти, и все возможные беды будут перед глазами твоими каждый день и час.
Так будь со своими слугами, каким молишь Бога быть с тобой.
Не оправдывай виновного, даже если он и друг тебе, и не обижай правого, даже если он и враг тебе.
Если кто чист душою, свободен от человеческих заблуждений и осознает свое ничтожество, сокращение и внезапный конец этой жизни, тот не упадет в пропасть гордыни, даже если и будет иметь высокий сан.
С надежным советом сердца своего изучай нравы окружающих тебя людей, тогда воистину узнаешь ты с любовью служащих тебе или лестью обманывающих тебя.
Многие лицемерною преданностью весьма известным людям пакость творят.
Не достойно слушать клеветника сладкоглаголющего или наговаривающего на ближнего, чтобы не лишится Божией любви и царства.
Не передавай то, что услышал от клеветника, дабы не погибнуть вместе с ним.
Что присуще только христианству, а не другим религиям, – это утверждение, что Бог есть любовь. В других религиях то высшее, чего достигло религиозное сознание в естественном порядке, есть представление о Боге как о праведном, милостивом судии, справедливом, но не более. Христианство утверждает нечто особенное: что Бог есть любовь и только любовь. К сожалению, это христианское понимание Бога с трудом находит себе путь к сознанию и сердцу человека. Бог-любовь никак не воспринимается «ветхим» человеческим сознанием. Тем более что образ Бога-судии встречается и в Евангелии, и в посланиях апостольских, и в святоотеческих творениях. Но какова специфика употребления этого образа? Он имеет исключительно назидательно-пастырский характер и относится, по слову святителя Иоанна Златоуста, «к разумению людей более грубых». Как только же вопрос касается изложения существа понимания Бога, мы видим совершенно другую картину. Утверждается с полной определенностью: Бог есть любовь и только любовь. Он неподвластен никаким чувствам: гневу, страданию, наказанию, мести и т.д. Эта мысль присуща всему Преданию нашей Церкви.
А. И. ОСИПОВ, профессор Московской Духовной академии